Мотобуксировщик — надежный помощник для перемещения грузов в условиях бездорожья и снежного покрова. Однако чтобы получить максимальную отдачу от вложенных средств, при выборе нужно четко следовать алгоритму. Давайте подробно разберем 7 шагов для выбора идеальной модели мотобуксировщика.
Шаг 1. Определяем цели использования
Первым делом необходимо четко определить, для каких целей и в каких условиях планируется использовать мотобуксировщик. Это ключевой момент, влияющий на выбор подходящей модели.
Ответьте себе на следующие вопросы:
- Будет ли агрегат применяться только зимой или круглогодично?
- Какой тип поверхности предстоит преодолевать чаще всего — средний и глубокий снег, болотистую местность, лесные участки?
- Какой вес грузов предстоит перемещать — до 300 кг или все 500?
- Потребуется ли частая транспортировка агрегата на прицепе или в багажнике авто?
Ответив на эти вопросы, вы сузите круг поиска до пары-тройки моделей с нужными характеристиками.
Например, если требуется мотобуксировщик для любительской зимней рыбалки с возможностью перевозки в багажнике авто, подойдут компактные модели. А вот для профессиональных охотников, работающих в тайге круглый год, лучше выбрать 20-сильную всесезонную модель с усиленной рамой, большим запасом хода и грузоподъемностью все 500 кг.
Таким образом, четко определив цели и задачи, вы существенно сузите круг поиска подходящих моделей.
Шаг 2. Выбираем тип привода и подвески
Следующий важный момент — определиться с типом привода и вариантом подвески будущего мотобуксировщика. От этого напрямую зависит проходимость агрегата и легкость управления.
Что касается привода, то вариантов два:
- Задний привод. Такие модели как «Бурлак Егерь Экспедитор» демонстрируют отличную проходимость по глубокому снегу и способны вытаскивать застрявшую технику. Однако управляемость чуть хуже, чем у агрегатов с передним приводом.
- Передний привод. Мотобуксировщики с такой компоновкой более поворотливы и управляемы. Зато проходимость по глубокоснежью несколько уступает заднеприводным аналогам.
Что касается типов подвески, то тут есть 3 основных варианта:
- Склизовая. Гусеница опирается на специальные полозья (склизы). Подвеска простая и недорогая, подходит для перемещения только по укатанному снежному покрову.
- Катковая. Гусеничная лента опирается на опорные катки, что обеспечивает хорошую проходимость по снегу и мягкому грунту. Подойдет для круглогодичного использования.
- Комбинированная. Например, как у модели Rostin БК-15 — независимая подвеска спереди и катковая сзади. Обеспечивает отличную управляемость и проходимость в любых условиях.
Подумайте, где чаще всего предстоит эксплуатировать технику, и от этого выбирайте оптимальный вариант привода и типа подвески.
Шаг 3. Мощность и грузоподъемность
Следующие ключевые параметры, на которые стоит обратить внимание, — мощность двигателя в лошадиных силах и максимальный вес груза, который способен транспортировать мотобуксировщик.
По мощности модели обычно делят на три категории:
- Маломощные — 5-9 л.с. Подходят для несложных задач в хозяйстве по укатанным дорожкам.
- Средней мощности — 10-15 л.с. Справятся с буксировкой 300-400 кг по среднеснежному покрову.
- Мощные — от 15 л.с. и выше. Могут тянуть до 700 кг, преодолевать глубокий снег и сложный рельеф.
Рекомендуем ориентироваться на агрегаты с запасом мощности от 15 л.с. Чем больше «лошадей», тем ниже нагрузка на детали и выше ресурс двигателя.
Что касается грузоподъемности, то 400–500 кг — уже отличный показатель для большинства задач. Но если планируется возить тяжелые грузы, то есть модели, способные на 700 кг., стоит учесть, что часто для облегчения управления вес разделяют на 2-3 саней по 150–200 кг.
Шаг 4. Выбираем двигатель и топливо
На следующем шаге определимся с типом двигателя и видом топлива. Большинство современных мотобуксировщиков оснащаются надежными 4-тактными бензиновыми двигателями. Объемы двигателей обычно от 350 до 750 куб.см., что в пересчете на мощность составляет от 8 до 20 л.с.
Подойдет бензин АИ-92 или АИ-95. Расход топлива у современных 15–20-сильных моделей в районе 2,5–4 литров на час работы в среднем. Объем топливных баков — в пределах 5–7 литров. Этого достаточно на 2-3 часа автономной работы.
А вот дизельных мотобуксировщиков сейчас практически не встретишь — это устаревшая технология. Так что выбор двигателя не должен вызвать затруднений.
Шаг 5. Комплектация и дополнения
Далее определимся с необходимым набором опций. Стоит сразу настроиться, что чем больше дополнительных функций хотите — тем выше стоимость. Поэтому рекомендуем выделить приоритетные параметры, а на остальном можно сэкономить.
Рассмотрим самые полезные опции:
- Задний ход и реверс. Позволяют маневрировать в ограниченном пространстве.
- Электрический стартер. Облегчает запуск мотора, особенно в мороз.
- Допфары и прожектора. Улучшают обзор в темное время суток.
- Обогрев рукояток руля. Комфорт и тепло для рук при низких температурах.
- Багажники, сани волокуши для грузов. Решение транспортных задач.
- Лыжный модуль. Для уверенного перемещения по глубокому снегу.
- Усиленный буксир. Понадобится для извлечения техники, увязшей в сугробах.
Как видите, возможностей масса. Выбирайте опции исходя из ваших потребностей и бюджета.
Шаг 6. Осмотр и испытание
Перед принятием окончательного решения обязательно осмотрите выбранную модель, проверьте работу основных узлов и по возможности испытайте тест-драйвом.
Визуально оцените состояние:
- Рамы и защитного кожуха — нет ли вмятин, коррозии;
- Состояние гусеничной ленты — не порвана, не растянута; затяжку крепежа, отсутствие люфтов в руле, подвеске;
- Работу двигателя — запуск, плавность хода на разных оборотах.
Если нет ограничений от продавца — испытайте мотобуксировщик в действии на разных поверхностях: снеге, льду, мягком грунте. Проверьте тяговые возможности. Убедитесь, что машина полностью устраивает по всем параметрам.
Шаг 7. Сервис и расходники
И последнее. Перед покупкой нужно определиться с возможностью дальнейшего обслуживания и наличием расходных материалов. Уточните у продавца следующие моменты:
- возможность и стоимость ТО в сервисном центре;
- перечень расходных запчастей и периодичность их замены;
- доступность или необходимость заказа эксплуатационных жидкостей (масла, топлива и т.д.).
Удостоверьтесь, что при желании вы сможете самостоятельно обслужить мотобуксировщик и заказать необходимое для этого без проблем.
А еще советуем сформировать и держать в наличии запас быстроизнашивающихся деталей, которые могут внезапно выйти из строя:
- свечи;
- ремень;
- тросы управления;
- срезной болт на буксировочной петле.
Рейтинг мотобуксировщиков:
- Мотобуксировщик SPUTNIK — улучшенная модель компании Rubin Drive с оптимизированной геометрией корпуса, минимумом сварных швов и высокой прочностью. Расширенный капот надежно защищает трансмиссию. Конструкция позволяет ремонтировать поломки прямо в пути. Модель используется российскими войсками на фронте для перевозки грузов.
- Мотобуксировщик MOTAX 500 Pro — модернизированная версия популярной модели с 4-тактным 20-сильным мотором. Обеспечивает превосходную динамику и проходимость благодаря вариатору «Сафари». Оптимальные габариты гусеницы — 1450х500 мм. Несмотря на внушительные характеристики, компактен и легок.
- Универсальный толкач БУРЛАК-М — задний и передний привод. Предназначен для перевозки дополнительных грузов и увеличения скорости движения по снегу. Подходит для гусениц 1450 и 1250 мм с шириной 500 мм.
Следуя этим 7 шагам, вы точно подберете мотобуксировщик, который будет максимально соответствовать поставленным задачам! Успешных вам покупок!